Аккумулятор или АКБ является неотъемлемой составляющей любого современного автомобиля. Он выступает в роли источника автономного питания, заменяет собой генератор, когда двигатель машины не запущен, питает целый ряд потребителей.
К основным характеристикам аккумулятора относят: номинальная емкость; полярность; ток холодной прокрутки; тип АКБ; дата изготовления.
Номинальная емкость — показывает потенциальную величину, сколько времени сможет АКБ питать электронику автомобиля (при 20-25°С электролита) до снижения напряжения на электродах до 10,5В. Измеряется в ампер-часах (А/ч).
Ток холодной прокрутки (Пусковой ток) - называется то значение, которое может «выдать» АКБ в течение 10 сек. при -18°С и разрядном токе в 7,5 вольт. От величины ТХП зависит возможность запуска двигателя в холодное время года. Основным потребителем будет являться стартер. Если летом ему необходимо преодолеть силу сжатия на цилиндрах, то зимой к силе «противодействия» прибавится загустевшее масло.
В среднем для автомобилей с бензиновым двигателем требуется пусковой ток номиналом 255 Ампер. Если у вас дизельный ДВС, лучше брать батарею на 300 А пускового тока.
Напряжение — это сумма напряжения всех батарей, соединенных в АКБ. Исходя из этого определяются 3 вида батарей:
Сурьмянистые и малосурьмянистные аккумуляторы
В распространенных десятилетия назад конструкциях роль легирующего элемента выполняло более 5% сурьмы. Такие АКБ относятся к обслуживаемым (сурьмянистым), так как необходимо регулярно проверять уровень воды и доливать дистиллированную воду. Применяются такие АКБ на грузовиках и спецтехнике. Из недостатков можно назвать быстрый саморазряд батарей при длительных паузах в эксплуатации.
Среди достоинств можно назвать разве что невысокую стоимость да способность переносить критические разряды. В то же время перезаряд ведет к активному «старению» батарей.
Со временем технологии позволили снизить содержание сурьмы в АКБ, тем самым несколько уменьшив, но не убрав полностью недостатки конструкций. АКБ, содержащие около 5% сурьмы, называются малосурьмянистыми. Такая технология позволила уменьшить потери воды. Таким образом дистиллят в них добавляется раз в 6-12 месяцев.
Кальциевые и гибридные АКБ
Альтернативой сурьме в качестве легирующего элемента стал кальций. Существуют батареи в которых все пластины легированы кальцием. Они маркируются Са/Са. Есть те, в которых кальцием легированы только аноды, а катоды остались малосурьмянистыми. Они маркируются как гибридные - Sb/Ca или Ca+.
Полностью кальциевые АКБ считаются наиболее эффективными. Они имеют:
а) низкое значение саморазряда;
б) повышенное напряжение начала электролиза;
в) стойкость к перезарядам;
г) меньшие габариты и массу при заданной емкости.
Кальциевые аккумуляторы по праву называют необслуживаемыми: потери воды в них настолько ничтожны, что доливка просто не требуется.
Среди недостатков можно назвать:
а) высокую стоимость;
б) чувствительность к разрядам свыше 50% — снижение емкости после 3-4 таких потерь заряда.
AGM (Absorbent Glass Mat)
Электроды представляют из себя сетку в обмазке, скрученную в рулон, между электродами — стекломат, конструкция схожа с конденсаторами. Такая конструкция позволяет уменьшить толщину электродов без потери общей прочности и риска осыпания обмазки, соответственно, увеличить площадь электродов и уменьшить расстояние между ними. Из этого следует уменьшение внутреннего сопротивления, а значит и увеличение пускового тока. Электролит находится в жидком состоянии, но не вытекает поскольку находится в адсорбированном состоянии в особых стекловолоконных матах, облегающих пластины. Из преимуществ можно выделить:
а) Обеспечивают в три раза больше циклов разряда-заряда;
б) Пусковая мощность процентов на 30 выше, чем у традиционных батарей;
в) Не боится глубокого разряда;
г) Не боятся механического повреждения;
д) Разрешена транспортировка и эксплуатация практически в любом положении;
е) Срок службы AGM составляет от 5 до 12 лет (при обязательном соблюдении правил зарядки);
ж) Нейтральны к высокой температуре окружающей среды (например, в подкапотном пространстве автомобиля).
Недостатки:
а) Данный тип батарей весьма чувствителен к перезарядке. Это значит, что, если автомобиль не оснащен устройством, исключающим избыток заряда, — от покупки таких аккумуляторов стоит воздержаться.
б) Урон им могут нанести чрезмерные значения тока и напряжения. Оптимальным током для зарядки считается ток в 10% от номинала. Макс. напряжение — 14.4В, напряжение буферного режима (хранения) — 13,8В.
в) Стоит почти вдвое дороже обычного
EFB (Enhanced Flooded Battery)
Изначально их создавали для автомобилей с системой Start-Stop, которая актуально для европейского рынка автомобилей. Если использовать обычную батарею, то она не выдержит много стартов в течение дня. А вот технология EFB легко с этим справится. Зарядка осуществляется максимально быстро, поэтому даже при короткой поездке генератор компенсирует потраченную энергию. К преимуществам относятся:
а)Устойчивость к разрядам практически под ноль. При этом восстанавливается емкость практически до 100%. Обычные батареи в таких случаях теряют часть ресурса.
б) Функционирует в диапазоне температур от -50 до +60 °C.
в) Показатели пускового тока улучшены на 30-50% относительно стандартных АКБ; Электролит практически не испаряется.
г) Улучшены показатели тока холодной прокрутки, позволяющие работать устройству в условиях низких температур.
д) Быстрая зарядка; длительный срок службы; вибростойкость.
е) Безопасность применения за счет отсутствия испарения электролита.
Недостатки:
а) EFB-аккумуляторы несовместимы с двигателями с системой рекуперации кинетической энергии торможения.
б) Мощность меньше, чем у AGM-батарей;
в) Стоимость выше в сравнении с другими АКБ.
Полярность АКБ
Полярность — характеристика АКБ, показывающая с какой стороны располагается «плюсовой» электрод. Прямая полярность – плюсовая клемма находится слева. Обратная полярность – плюсовая клемма находится справа.
Дата изготовления и проверка заряженности АКБ
Настоятельно рекомендуется покупать батарею, которая пролежала в магазине не больше года, начиная с указанной на корпусе даты ее производства. Дело в том, что любой аккумулятор со временем разряжается, и его емкость может значительно упасть, даже в том случае, если он не используется. Для удобной проверки выпущенной продукции по дате производства наша команда подготовила сводную таблицу по популярным брендам АКБ.
Бренд АКБ | Гарантия, мес | Расшифровка кода (изготовления) (Пример) |
Banner |
| BBBJL – первая пара букв – неделя в году, вторая пара – год выпуска. |
Bosch, Gigawatt, Varta |
| C7С0392312362 – нам нужны 4,5,6 символ. 4 символ – год производства. 5 и 6 символ – месяц, где: январь –37(с 2020); февраль –38(начиная с 2020); март – 39(с 2020); апрель – 40(с 2020); май – 73(с 2020); июнь – 74(с 2020); июль – 75(с 2020); август – 76(с 2020); сентябрь – 77(с 2020); октябрь – 78(с 2020); ноябрь – 79(с 2020); декабрь – 80(с2020). |
Delta |
| Проверка кода осуществляется на сайте производителя |
Edcon |
| F3V7114781638 956739 45R 45 – 4 символ обозначает год, 5 и/или 6 месяц. Ответ: 7 – 2017 год, 11 – ноябрь. |
Titan, Tubor, Vaiper |
| 309X1 – первый символ – день недели, второй и третий – номер недели, четвертый – год, где: 2011 – 2020 H,V,N,Z,P,A,S,T,X,L соответственно каждому году, пятый символ – номер смены. Ответ: среда, 9 неделя(март) 2019 года, смена 1. |
Aktex |
| 4 цифры на верхней крышке расшифровываются как: ММ.ГГ. |
Atlas |
| 9KJD24 – первый знак - это последняя цифра года, второй знак – месяц в году, где: A = январь, В = февраль, С = март, …, М = декабрь. «I» - в маркировке отсутствует. Ответ: 2019 год октябрь месяц. |
Медведь |
| 6 цифр на задней стенки батареи расшифровываются как : ММ.ГГГГ. |
Аком |
| 08 20 26 M – первая пара – месяц, вторая пара – год, третья пара – день, буква – шифр смены. Ответ: август 2020 года |
Также нужно обратить внимание на показание ЭДС (Электродвижущая сила) под нагрузкой и без нагрузки, при покупке АКБ. Замер проводится при помощи нагрузочной вилки.
Таблица 1. Показания без нагрузки:
Показание вольтметра, В | > 12.7 | 12.5 | 12.3 | 12.1 | < 11.9 |
Процент заряженности, % | 100 | 75 | 50 | 25 | 0 |
Таблица 2. Показания под нагрузкой
Показание вольтметра, В | > 10.2 | 9.6 | 9 | 8.4 | < 7.8 |
Процент заряженности, % | 100 | 75 | 50 | 25 | 0 |